Жизнь Жерома, интеллектуала средних лет, полностью подчинена разуму, а не сердцу. Французский дипломат, он помолвлен с женщиной, которую любит, но к которой не испытывает страсти. Во время отдыха на Французских Альпах, где прошло его детство, ему встречается подруга юности — писательница Аврора, которая знакомит его с 14-летней Лорой, проводящей здесь каникулы. Жерома забавляет чувство, которое начинает проявлять к нему Лора, пока он сам не начинает испытывать странное чувство к ее сестре — Клер. Но свою страсть он облекает в такую форму, в которой может удержать ее под контролем: искушение для него — дотронуться до ее колена. Этот фильм Эрика Ромера - пятый из цикла "Contes moraux" - "Нравоучительные истории", и всего их шесть. Почему я так внезапно переключилась на XVIII век? Всё очень просто. Однажды на истории кино К.О.А. упомянул фильм с названием "Колено Клер", в котором "два часа дядечка хочет потрогать коленку, и в итоге, конечно, трогает. И успокаивается". Отличное описание, особенно из уст киноведа XD Все выпуски "Наруто" закончились, я резко впала в ступор: что дальше? Я растеряна, я устала, я болею. Я чувствую какую-то странную отчуждённость - как будто я здесь, в Питере, лишняя, и что прошедшие четыре месяца были просто наваждением. Или что я вернусь, и окажется, что я не стою ничего. Такого плана глубокие мысли одолели меня вчера окончательно, и я решила спасаться прекрасными вещами. Фильм "Колено Клер" оказался как раз такой вещью.
читать дальшеНа экране действительно как будто ничего не происходит - герои лениво перемещаются от локации к локации, разговаривают о чем-то (при чем удивительна сама речь - они так четко проговаривают все слова и при этом делают немного странные, театральные акценты и паузы), но это не надоедает. Если пройтись по событиям, то все они будут выглядеть однотипно:
- Жером катается на катере, видит свою давнюю подругу Аврору (она писатель). Поднимается к ней на мост, неоднозначно обнимает, тискает. Сообщает, что через месяц женится.
-1-
- Жером приезжает в дом, где живёт Аврора. Хозяйка этого дома однажды вдова и однажды разведена. У неё две дочери. Жером знакомится с её дочерью Лорой (14 лет).
-1-
- Там они говорят о женщинах, и Жером признаётся, что плачущие девушки приводят его в замешательство. (Точка возврата №1, запомним её)
- Жером показывает свой дом (который собирается продавать) Авроре, вдруг Авроре приходит в жбан написать историю.
- Аврора говорит Жерому, что Лора влюблена в него. Предлагает Жерому стать её "подопытным кроликом" и поддаться на отношения с Лорой, с тем, чтобы потом всё пересказать Авроре.
- Жером ОТКАЗЫВАЕТСЯ.
- Аврора уезжает, а у Жером часто показывается в доме Лоры.
...и далее в таком же духе. Сцена может состоять из одного диалога в несколько кадров. Чем-то напоминает "Дневник соблазнителя" С. Кьеркегора. Повествование также идёт по дням, аккуратно и по порядку, как записи в дневнике.
История показана очень детально, нам предоставляется необходимый минимум информации и, пожалуй, это один из примеров сценария, где важно абсолютно каждое слово. Я сначала пыталась смотреть в переводе, но вовремя одумалась и вернула оригинальную дорожку. Что и как говорят герои друг другу - вот атмосфера фильма.
Все они проговаривают свои реплики. (как не французы, честное слово))), как будто вылепливают слова прямо во рту. Это создаёт интересный эффект: первые 10-15 минут фильма кажутся неестественными и натянутыми, но затем эта "натянутость" переходит с внешнего плана на внутренний, раскрывается некоторая неловкость, засевшая в каждом из героев. Плюс ко всему - мы продолжаем ждать когда же появится та самая Клер и её колено.
Клер показывается только на середине фильма, в сопровождении своего быдло-дружка. К этому моменту решительность Жерома по отношению к Лоре давно пала (под прикрытием уговора с Авророй). Он соглашается гулять с этой девочкой по горам, приглашает к себе домой, показывает книжки с картинками. Он даже целует её один раз, но Лора отталкивает его.
И Жером всё обязательно рассказывает Авроре, при чем она кажется не просто писателем, но и его персональным психологом, который стремится не вылечить пациента, а вскрыть его на самом деле слабую и насквозь порочную натуру и ткнуть в неё носом.
А потом к Лоре приезжает друг, Клер целыми днями развлекает своего парня, и Жером чувствует себя лишним. Его навязанные романтические отношения с Лорой исчезают, зато появляется новая мания - Клер. В течение одной только первой половины фильма он миллион раз повторяет, что его беспорядочные увлечения женщинами закончились - он не видит ни одной, кроме своей будущей жены (она предстаёт перед зрителем только на фотографии). Жером отчаянно держится за образ будущей жены, потому что влечение к Клер и невозможность реализовать это желание на самом деле сводят его с ума.
Как и все настоящие мужчины, Жером предпочитает обмануть всех, в том числе и себя, и повторяет Авроре, что центром его влечения является только лишь колено Клер, что если бы она бросилась в его объятия, он бы оттолкнул её.
Аврора, как персонаж очень неоднозначный, подталкивает Жерома и девушек. Она играет роль сводницы-экспериментатора. На самом деле, поразительно приятный персонаж, в котором по идее собран центр зла и аморальности этой истории.
Интересный приём ускорения действия фильма - с середины второго акта сцены становятся всё короче, а затем и вовсе перескакивают через день-два. Теперь мы видим события не каждого дня этих людей, а как будто только самые важные. Появляется чувство, что мы пролистываем дни, и это приближает нас к финалу.
Одержимость Жерома всё-таки находит выход. Мы знаем о нем то, что он имел связи с огромным числом девушек, и именно об этом чувственном опыте всё время говорит Аврора. Но нельзя забывать первое правило травматурга: никогда не верь персонажам. Потому что - естественно -
На самом деле Аврора как никто знает Жерома, знает всю его подноготную и то, какой он в действительности слабовольный и ничтожный. Она знает и то, что все его высокопарные и иногда циничные слова не значат ничего. Аврора делает свой ход и исчезает. Инерция тащит Жерома по тропе, которую для него выбрала Аврора.
Жером решает для себя во что бы то ни стало потрогать Клер за коленку, но он всегда отказывался от тех женщин, которые обескураживали его - он считал, что они слишком хороши. Он никогда не гонялся за женщинами (ни рыбы, ни мясо этот Жером ). Но тут седина в бороду, свадьба на носу... Случай подбрасывает Жерому шанс: он видит как ухажер Клер встречается с другой девушкой в Анси. Он приезжает к дому Клер якобы затем, чтобы передать сообщение для Авроры. Клер тоже зачем-то надо ехать в Анси. Собирается дождь. Жером говорит, что только что оттуда, но может подвезти. Смотрит на небо.
Клер прыгает к нему в катер.
Ливень застаёт их на середине пути, они вынуждены сойти на берег и укрыться в какой-то беседке. Клер садится на ящик и Жером снова залипает на её колено. Такой отчаянный момент с напряжением, которое может быть понятно только в контексте всех предыдущих полутора часов демагогии: у Жерома есть шанс, есть женщина, перед которой он теряется и трепещет. И он доводит её до слёз (вспоминаем точку возврата №1), чтобы затем успокоить её, поглаживая по колену.
"Это был решительный жест, который она сначала приняла за атаку, но за ним ничего не последовало. Поэтому она оттолкнула меня. Для неё это был жест утешения, в то время как для меня он был наполнен другим чувственным смыслом..." - приблизительно сообщает нам Жером (не возьмусь пересматривать и приводить точную цитату).
Фраза, в которой виден весь Жером. Трусливый и жалкий, но всё же дипломат - человек, который скрывается за собственными словами и убегает от своих желаний. Странная кульминация. Не как все мы привыкли - финальный ядерный взрыв, Супермен вылетает на орбиту, возвращает планету в прошлое и переделывает всё как надо...
Финальный ядерный взрыв - Жером протягивает руку и опускает её на колено Клер...
Прекрасное кино.